Главное меню:
Этот очерк является продолжением серии статей под рубрикой «Они были первыми» и посвящен сыну изобретателя радио, одному из организаторов и первых преподавателей Удомельской средней школы, ныне школы имени А.С. Попова.
7 мая 1980 года наша страна отметила 85-летие радио. В эти дни мы обращаемся к памяти изобретателя радио Александра Степановича Попова, вспоминаем его жизнь и деятельность. Однако до сих пор имеется мало публикаций о его семье, о детях и, в частности, Александре Александровиче Попове (1887-1942 гг.).
Между тем из преподавателей Удомельской средней школы того трудного времени гражданской войны мало кто пользовался таким уважением и любовью, как среди учителей, так и среди учеников, какое оказывалось Александру Александровичу Попову. Он унаследовал у отца такие прекрасные качеств, как патриотизм и принципиальности, одухотворённость и педагогический талант, скромность и душевное обаяние, исключительное трудолюбие и искусство общения с людьми. Молодой педагог имел блестящее и разностороннее образование, его отличали широта интересов, весёлый характер. Он окончил классическую гимназию в Петербурге, которая славилась такими прекрасными педагогами, как выдающийся физик П.Эрнфест, живший в то время в России, и знаменитый академик А.Н. Крылов. С раннего детства А.А. Попов мечтал стать архитектором и обучался рисованию. В 1900 году со Всемирной выставки в Париже Александр Степанович Попов, всячески развивавший это стремление своего младшего сына, присылает ему открытку с изображением Эйфелевой башни и пишет на полях: «Образец для постройки».
По окончании средней школы А.А. Попов поступает в Электротехнический институт в Петербурге, профессором и первым выборным директором которого был его отец. Успешная учёба в институте была прервана на IV курсе в связи с началом 1-ой империалистической войны. Вплоть до 17 года он служил в чине «инженера – кондуктора» в армии в топографической части. В 1918 году по состоянию здоровья А.А. Попов был демобилизован. На фронт гражданской войны ушел его старший брат Степан Александрович, погибший в Красной Армии в 1920 году. Преподавателем математики и рисования Удомельской средней школы становится Александр Александрович (с 1918 по 1923 гг.).
Современная Удомля мало чем отличается от больших городов. Средства информации – печать, кино, радио, телевидение делают нынешних учеников сопричастными с теми событиями, которые происходят во всём мире. А в то время плохо одетые, полуголодные ученики впервые на уроках Александра Александровича получали основы эстетического образования.
Так впервые о замечательной профессии архитектора узнала из уроков А.А. Попова девочка с двумя большими косами – Феня Милюкова. Узнала и об Академии художеств, которую она впоследствии закончила и стала строителем Комсомольска-на-Амуре.
Все ученики Александра Александровича вспоминают о туристическом походе, который организовал их неутомимый учитель в усадьбу В.К. Бялыницкого-Бируля – Чайка. Здесь помимо самого Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля, были такие блестящие художники, как Богданов-Бельский, Коровин, Моравов. Эти выдающиеся художники превратили Чайку в подлинную выставку шедевров, которой мог бы позавидовать любой современный музей. Ученики А.А. Попова, проделавшие весь поход пешком и спавшие в сарае на ольховых ветках, на всю жизнь запомнили этот поход.
Александр Александрович очень любил детей и старался доставить им радость. Лайковские мальчишки, ныне ставшие уже давно солидными людьми, вспоминают ёлку, которую организовали в своём доме А.А. Попов и его младшая сестра Е.А. Попова-Кьяндская. В тот далёкий 1920 год игрушек не было. Их изготовил сам Александр Александрович, как и его отец, мастер-золотые руки. Это было не только красиво, но и познавательно.
В то время А.А. Попов много рисовал. Для Дома Культуры он создал эскиз занавеса, но отсутствие материалов не позволили осуществить его замысел. Во многих своих прекрасных акварелях он воспевал удомельскую природу, создавал портреты удомельцев, ученицы А.В. Сухановой, учительницы Т.И. Бурьковой и ряда других. Дома его первым критиком была мать Раиса Алексеевна. Попова. Женщина-врач II выпуска, основатель Удомельской больницы, она так хорошо рисовала, что думала вначале даже стать художницей.
В 1924 году Александр Александрович перешел с последнего курса обучения в Электротехническом институте на архитектурный факультет Академии художеств, который закончил в 1928 году. В Мемориальном музее-квартире А.С. Попова в Ленинграде экспонируется фотография выпуска Академии художеств. На ней среди учителей А.А. Попова видим знаменитых архитекторов Щуко и Фомина, профессора Серафимова, Белогруда, Талепоровского. Исполнилась мечта А.А. Попова – он стал архитектором-художником. В годы первых пятилеток это была одна из главных профессий. Вдохновенно проектировал он заводы и фабрики, школы и больничные городки.
Активное участие А.А. Попов принимал в первом Всесоюзном юбилее 30-летия радио в 1925 году, в юбилее 80-летия со дня рождения А.С. Попова, в создании экспозиции об изобретателе радио в Центральном музее связи, ныне носящим имя А.С. Попова. Непримиримо боролся он против искажений памяти отца, появившихся в то время в печати. Он оставил лаконичные и образные воспоминания об отце, воссоздающие подлинный образ А.С. Попова.
Мирный труд в «Промстройпроекте» прервала Великая Отечественная война. Несмотря на плохое здоровье, 54-летний А.А. Попов активно боролся за сохранение города. Он тушил зажигательные бомбы на чердаке, организовывал отправку стариков и детей в бомбоубежище.
Ленинградскую блокаду он не смог перенести. Умер 14 января 1942 года, через 36 лет и один день после смерти отца Александра Степановича Попова. Это было самое страшное время блокады. В сильнейший мороз, слабея от голода, несколько раз попадая под обстрелы, вдова А.А. Попова – Зинаида Николаевна Попова и его младшая сестра Екатерина Александровна везли через весь город тело дорогого им человека в самодельном гробу на полозьях. На Волковом кладбище Литераторских мостков в склеп, где покоились А.С. Попов и Р.А. Попова был захоронен Александр Александрович Попов.
Имя Александра Александровича Попова увековечено в мраморе мемориальной доски архитекторов, погибших в блокированном Ленинграде.В Ленинградском Доме архитекторов от прекрасной берёзовой аллеи, посаженной А.А. Поповым и Е.А. Поповой - Кьяндской, осталось ныне всего три берёзы. Деревья были уничтожены при строительстве контактных опор. Но оставшиеся плакучие березы, колыхаясь на ветру, словно в известной картине Рылова «Зелёный шум», напоминают о тех прекрасных людях, которые так много сделали для процветания культуры и просвещения Удомли.
К.Попова-Кьяндская, директор Мемориального Музея-квартиры А.С. Попова.
Газета «Путь Октября» 22 мая 1980 г., № 61, стр. 2-3
...........................................................................................................................................................................
К 50-летию прорыва блокады Ленинграда
Мне вспоминается яркий прозрачный день золотой осени, когда город был уже окружен кольцом врага. К нам пришел брат моей мамы – Александр Александрович Попов в страшно подавленном виде. Таким я его, человека солнечного и обаятельного никогда не видела. По дороге к нам он попал под бомбардировку, и на его глазах разорвало женщину с ребёнком. Это произвело на него столь ужасное впечатление, что он произнёс: «Я не перенесу этого…». И, действительно, он умер в блокаду.
Александр Александрович родился в Кронштадте 25 февраля 1887 года. С раннего возраста он проявил склонность к рисованию, наставником в этом была его мать – Раиса Алексеевна Попова, женщина-врач II выпуска, прекрасно рисовавшая, и тётушка Августа Степановна Попова – Капустина, окончившая Академию художеств с серебряной медалью. В гимназии его другом был Борис Владимирович Асафьев, впоследствии выдающийся музыковед и композитор.
После переезда семьи А.С.Попова из Кронштадта в Петербург в 1902 году Александр Александрович продолжил своё образование в гимназии Мая, полный курс которой он успешно закончил, и, кроме того, прошел полный курс педагогических классов. Это давало ему право преподавания в гимназии.
А.А.Попов в 1913 году.
В 1907 году он поступил в наш институт, где в то время преподавали многие ближайшие соратники его отца, такие как П.С.Осадчий, В.В. Дмитриев, А.К.Кампе, П.А. Шуркевич. Сохранилась его предметная (так называлась зачётная книжка), которая наглядно показывает, что к началу Первой мировой войны Александр Александрович прошёл полностью весь курс и ему оставалось только одно – подготовить к защите дипломный проект. Отметки у него были хорошие, - и только один предмет – архитектура и строительство - был оценен проф. Викселем на «удовлетворительно».
Во время войны Александр Александрович закончил Военную инженерную школу, которая помещалась в здании Михайловского замка, и всю войну прослужил топографом. После войны его семья переехала в свою усадьбу Лайково на станции Удомля Тверской губернии. Там его мать с присущей ей энергией и огромным опытом земского врача, организовала первую районную больницу, способствовала открытию церкви в посёлке Удомля и часовни в деревне Бачурино. Дети же А.С. Попова учредителями и организаторами школы – десятилетки вместо имевшейся в то время школы I ступени.
Когда же Александр Попов возвратился в Ленинград в 1924 году и просил разрешения приступить к работе над дипломным проектом, то получил отказ. Никто из друзей отца, в том числе и ректор института П.С. Осадчий, бывший в то время заместителем председателя Госплана СССР и одним из разработчиков программы ГОЭЛРО, не смогли ему помочь. Всем тогда заправлял студенческий совет, который настаивал на формулировке: «Уволен за буржуазное происхождение». Только вмешательство Осадчего помогло заменить резолюцию на другую: «Отчислен».
Кто же были те, кто вершил судьбами в то время. Мы их видим на фото, которое передал в музей врач Владимир Менделевич Эйденсон. В третьем ряду крайний справа – член правления ЛЭТИ от студентов, большевик Н.П.Оцелин, впоследствии в 1937 году, будучи секретарём парткома ЛЭТИ, был арестован и реабилитирован уже в 1955 году. В первом ряду четвёртый слева – участник гражданской войны, рабфаковец А.И. Животовский, впоследствии его фото не сходило с Доски почёта института, доктор техн. Наук, профессор. Это фотография третьего выпуска рабфака 1924 года, из которого был изгнан Александр Александрович Попов. Во втором ряду четвёртый справа преподаватель В.А. Триумфов, пятый справа профессор П.А.Шуркевич. Вглядитесь в эти лица.
Наш институт в числе первых организовал рабочий факультет. О том, в каких условиях учились и работали в то время рабфаковцы, можно узнать из книги «75 лет ЛЭТИ», «Некоторая часть старой профессуры и студентов из состоятельных семей, вернувшихся после войны в институт, относились с предубеждением к рабфаковцам – кухаркиным детям. Ими же была состряпана гнилая теорийка о том, что заполнение вузов рабочими и крестьянами, которые не в состоянии усвоить всей суммы знаний, будет иметь для школы «разрушительные последствия». Вот под таким флагом был отчислен А.А.Попов.
А в 1925 году отмечался первый всесоюзный юбилей 30 – летия радио и Александру Александровичу предложили закончить институт, профессором и первым директором которого был его отец. Но он уже в это время поступил на архитектурный факультет Академии художеств, которую закончил с отличием. С началом Великой Отечественной войны Горстройпроект, где работал А.А. Попов, быо сокращен, и он поступил Центральный Музей Связи имени А.С. Попова, где получил карточку служащего. Мама пыталась добиться того, чтобы его эвакуировали ещё до того момента, когда сомкнулось кольцо блокады. Но А.А. Жданов сказал: «Мало ли у кого какие дети? Будь это сам А.С. Попов, я бы еще подумал!»
Александр Александрович умер от дистрофии 14 января 1942 года. Мама и вдова дяди Саши – Зинаида Николаевна совершили героический подвиг, похоронив его в склепе родителей на Литераторских мостках Волкова кладбища, провезя его тело в санках-гробе с Фонтанки.
Многие профессора ЛЭТИ были эвакуированы. Совершенно старый и больной профессор П.А. Шуркевич, окончивший наш институт в 1902 году и преподававший в нём до конца своих дней, не хотел уезжать, предчувствуя свою близкую кончину. Однако он был вынужден эвакуироваться. Преодолев все перипетии поездки по Дороге жизни и оказавшись в прекрасном вагоне Красной стрелы, А.П. Шуркевич скончался. Это случилось 21 марта 1942 года.
Долгое время мы голодали ужасно, и вдруг нам дали сухой паёк, который и оказался причиной смерти многих съевших его сразу. Я видела много смертей во время блокады, но смерть профессора Шуркевича меня потрясла и запечатлелась в памяти.
Наша семья потеряла в блокированном городе 12 человек, людей всех поколений – от дедушек и бабушек, которыми были сёстры А.С. Попова Капитолина Степановна и её муж Дий Прокопьевич Диев (преподаватель Горного института) до молодых. Погиб сын А.С. Попова, погибла и молодая поросль. Никогда ужас блокады не должен повториться… Никогда.
Е. Кьяндская-Попова,
Директор Мемориального музея А.С. Попова, к.т.н.
Газета «Электрик», №1 (3747), 27 января 1992 г., стр. 3
фотография не приводится в связи с очень плохим качеством.
...........................................................................................................................................................................
А.С.Попов в жизни. Воспоминания его детей
Александр Степанович чрезвычайно много уделял времени своей работе сперва в Минном классе, а затем в Электротехническом институте. То немногое время, когда он освобождался от работы, он проводил в семейном кругу. Любимым летним отдыхом отца были большие прогулки пешком или в лодке. Выросший на реке Каме, он сохранил любовь к воде и рыбной ловле на всю жизнь.
Вечерами он любил рассказывать нам, детям, о звёздном небе. По отношению к детям А.С. Попов был всегда ласков и ровен в обращении, наказаний не применял. С большим вниманием следил он за развитием своих детей, старался дарить им игрушки, которые соответствовали нашим склонностям. Простая и спокойная домашняя обстановка давала ему возможность целиком отдаться своей научной работе.
В лице нашей матери, Раисы Алексеевны, он имел доброго друга. Р.А. была врачом. Благодаря её постоянному заработку, А.С. имел возможность в первое время, когда он не получал на свои опыты никаких ассигнований, расходовать свои деньги на постройку радиоприборов.
Хорошо зная французский и немецкий язык, Раиса Алексеевна помогала отцу в переводе статей и при переписке с иностранными лабораториями и учёными. Параллельно своей научной работе А.С. изучал языки сам [английский – Р.А.Попова] – это ему особенно пригодилось при командировках в Америку и Западную Европу.
Александр Степанович занимался фотографией. Можно сказать, что он был одним из первых по времени фотографов-любителей. Он не расставался и в дальнейшем с этим делом, продолжая изобретать и испытывать новые рецепты эмульсий и бумаг.
Александр Степанович интересовался литературой. В первые годы жизни в Кронштадте он любил в часы отдыха читать вслух. Интересовался он и музыкой. Излюбленной его оперой была «Руслан и Людмила» Глинки.
В годы жизни в Кронштадте он поддерживал дружеские отношения со своими ближайшими сослуживцами. В свободные часы они занимались игрой в шахматы. Наиболее близкими к нашей семье были: С.С. Колотов, химик, ныне умерший, здравствующий и поныне Н. Н. Георгиевский, впоследствии профессор Технологического института, Г.А. Любославский, ныне умерший, профессор Лесного института, Рыбкин П.Н., доныне работающий в Электроминной школе Балтморя им. А.С. Попова.
Как пермяк, отец наш любил пельмени. Вина же он совершенно не пил. В этом отношении следует отметить совершенно не соответствующее действительности воспоминание о нём, приведённое в биографии В.И. Иванова в обработке Бор. Галина в Альманахе «Год 16», где говорится о его пристрастии к вину.
В отношениях с людьми отец не любил ничего показного, хвастливого. Он был скромным, даже можно сказать, застенчивым человеком. Постоянно углублённый в свои занятия, он в жизни был очень рассеянным, так, например, переехав на другую квартиру, он забывал об этом и не раз со службы возвращался на старую квартиру. На службе в своём письменном столе он обычно держал запасной галстук, на случай, если он забудет одеть его дома.
В борьбе за получение высшего образования А.С. провел трудную молодость, которая отняла у него много сил и здоровья. С юных лет он страдал ревматизмом и головокружениями. В первые годы жизни в Кронштадте он перенес тяжёлое воспаление лёгких, после которого долго не мог оправиться. Постоянная напряженная научная работа с редким отдыхом летом подтачивала его и без того слабое здоровье.
События 1905 г., волнения и политические выступления студентов вызвали со стороны царского правительства резкие репрессивные меры. В 1905 г. А.С. был избран директором Электротехнического института. Ему пришлось встретиться с грубыми проявлениями полицейского насилия и пережить много оскорблений. Всё это тяжело отразилось на здоровье А.С. и в конце 1905г., после особенно тревожных дней, у него сделалось кровоизлияние в мозг. Проболев всего два дня, он скончался 31 декабря в 5 часов дня, не приходя в сознание, 47 лет от рождения.
Р.Попова, А. Попов, Е. Попова-Кьяндская
1. «Говорит СССР», №10, май 1935 г., стр. 38
2. «А.С. Попов в характеристиках и воспоминаниях современников», Издательство Академии Наук СССР, Москва – Ленинград, 1958, стр. 240, документ 94
...........................................................................................................................................................................
Изобретатель радио Александр Степанович Попов
Мне довелось лично знать Александра Степановича Попова, и это побудило меня написать настоящую заметку.
Я знала Александра Степановича в детском возрасте (он умер, когда мне было 14 лет), но детские воспоминания остались четкими и яркими на всю жизнь. Его спокойная, медленная походка, приветливый взгляд, большой лоб и замечательные глаза запечатлелись в моем сознании. Когда Александр Степанович улыбался или смеялся, бесчисленное число морщинок расходилось из уголков глаз, которые делали его лицо очень добрым.
Хорошо знакомый с моим отцом, Попов часто бывал у него в гостях и иногда оставался обедать в нашей семье. Тогда я с ним впервые и познакомилась. Александр Степанович был очень прост в общении как со взрослыми, так и с детьми. Мы, дети, очень любили, когда у нас за обедом бывал Попов. Иногда он специально нам рассказывал какие-нибудь случаи из своей жизни или анекдоты. Особенно мы любили его рассказы о путешествии в Америку на океанском пароходе и о том, как он видел в океане кита.
У Поповых было четверо детей: двое сыновей и две дочери. Впоследствии я дружила с детьми Попова и хорошо знаю его как семьянина из их рассказов. Все дети всегда с большой любовью вспоминали своего отца. Александру Степановичу удавалось проводить время с детьми в рождественские и пасхальные каникулы и летом. Он учитывал наклонности каждого из своих детей и с каждым из них проводил время по-разному.
Со старшим сыном Степаном он ездил летом ловить рыбу. Второй его сын Александр не любил рыбной ловли, но любил мастерить что-нибудь. Александр Степанович пристрастил его к физике и технике и научил разным ремеслам: столярному, слесарному и токарному, которые сам знал в совершенстве. В комнате Александра стоял верстак и токарный станок. Под руководством отца сын изготовил статическую электрическую машину и с ее помощью показывал много красивых опытов. Когда Александру было 16 лет, Александр Степанович купил ему трехколесный мотоцикл (двухколесных тогда еще не было). Отец не только научил сына пользоваться мотоциклом, но подробно ознакомил с устройством двигателя и его особенностями.
Для дочерей Александр Степанович, если ему позволяли служебные дела, вместе с младшим сыном мастерил игрушки. На Рождество он любил сам украшать елку и много игрушек делал собственноручно.
Известен еще такой случай. Под руководством отца Александр смастерил водяную мельницу, установил ее на ручейке в лесу и заставил эту мельницу вращать детскую музыкальную шкатулку. Ручей бежал, вращал мельницу, и в лесу раздавалась незатейливая мелодия детской музыкальной шкатулки.
Отношение Александра Степановича к супруге было очень хорошее. Я ни разу не слышала, чтобы они поссорились.
В 1901г. я присутствовала на одном общедоступном докладе Попова о беспроволочном телеграфе. При чтении лекций Александр Степанович говорил медленно, растягивая слова, но зато он никогда не скупился на эксперименты. Он считал, что для усвоения основ физики надо не только изучать теорию, но еще непременно видеть изучаемые явления собственными глазами.
До сих пор помню, как меня поразило то, что весь огромный стол физической аудитории был заставлен различными демонстрационными приборами. Вопрос о связанных электрических колебаниях Попов иллюстрировал связанными механическими колебаниями обыкновенных маятников, подвешенных к одной и той же горизонтальной нити. Если длина маятников была одинакова, то колебание одного маятника по резонансу вызывало колебание второго маятника. Если же нити подвеса двух шаров были разной длины, то резонанса не получалось. Этот наглядный опыт мне очень понравился, и я его хорошо поняла, хотя мне тогда было около 10 лет.
Александр Степанович очень ясно излагал свои мысли, так как хорошо знал предмет. Когда мне было 13 лет, я присутствовала при одном эксперименте, который проводился в актовом зале Электротехнического института в присутствии очень большого числа профессоров и студентов. Это было во время съезда естествоиспытателей в 1903 г.
Вопрос касался замерзания воды и таяния льда в зависимости от давления и температуры. Совершенно закрытый прямоугольный металлический бак наполовину был заполнен водой. К этому баку была подведена труба, через которую при помощи компрессора можно было нагнетать воздух и повышать давление над водой. Металлический бак находился внутри другого сосуда , наполненного твердой углекислотой, служившей охлаждающей смесью, При помощи термопары, опущенной в воду, можно было определять температуру воды или льда, если вода замерзала. Постепенно воду охлаждали все больше и больше, пока она не замерзла. Оставался один трудный вопрос: как узнать в каком агрегатном состоянии находится вода внутри совершенно непрозрачного металлического бака – твердом или жидком?
Простое приспособление, предложенное А.С. Поповым, решало этот вопрос. Внутри бака был помещен обычный электрический звонок, к язычку которого была приделана легкая деревянная лопатка, погруженная свободным концом в воду.
Постепенно прибавляли в наружный сосуд твердой углекислоты. Звонок звонил до тех пор, пока вода не замерзла. Лед сковывал лопатку, и звонок переставал звонить. По термопаре определяли температуру льда. После этого при помощи компрессора увеличивали давление воздуха надо льдом до тех пор, пока лед не начинал таять. В этот момент лопатка получала возможность передвигаться, и звонок начинал звонить. Таким образом можно было снять кривую зависимости температуру таяния льда от давления воздуха надо льдом.
Мне помнится, что когда температура льда достигала минус 20 градусов Цельсия, то пришлось дать давление в 2000 ат., чтобы заставить лед растаять.
Я привела этот случай, чтобы показать, как остроумно часто решал А.С. Попов сложные экспериментальные вопросы.
Е.А.Кракау,
отрывок из журнала "Электроника", № 3, 1959 г., стр. 15-17