Родители А.С. Попова - Официальный сайт правнучки изобретателя радио А.С. Попова - Н.Г. Андреевой (Мишкинис)

Правнучка.ру
Сайт Надежды Андреевой, прямой правнучки А.С. Попова
Перейти к контенту

Главное меню:

Семья
Родители А.С.Попова

«Мёртвые, о которых помнят, живут так же, как будто они не умирали»
Метерлинк, «Синяя птица»


Дед А.С.Попова – Петр Попов был по семейным преданиям, потомственным священником в четвертом – шестом колене. Принадлежал он к «белому» духовенству, т.е. имел право жениться и иметь детей. Жену его звали Екатерина. Известно, что  в начале XIXв. они жили в окрестностях  г.Кунгура.
При жизни Петра Попова в г.Кунгуре происходили некоторые события, память о которых дошла до наших дней.

Из истории города Кунгура

Город Кунгур основан в 1648г. Построен он был как крепость. В 1774г. выдержал осаду войск Е.И. Пугачева. Расположен город на фоне меловых гор на реке Сылва. По преданию на берегах реки зимовал со своей дружиной и атаман Ермак.  На окраине Кунгура находится уникальная Ледяная пещера, состоящая из 58 гротов и почти 60 озер, известная не только в России, но и за ее пределами, с начала 18 века.


«В 1824г. город посетил Его Императорское Величество Государь Император Александр Первый, который  «очень ласково»  принимал жителей».
В 1826г. 18 декабря (ст.ст.) выстроена на реке Шакве при кожевенном  заводе плотина с толчеею.

В 1833г., когда С.П. Попову (отцу А.С. Попова)  было 6 лет, «27 июня (ст.ст.) ходили  с крестным ходом из всего города Кунгура и уезда оного сел: Крестовоздвиженского, Неволинского, Комаровского и разных деревень из часовен, было икон 38 кроме хоругвей  - на Спасскую гору (за Шаквой), просили с коленопреклонением у Господа Бога дождя.


Июня 2-ого: ходили  с крестным ходом тож изо всего г.Кунгура и уезду оного волостей: Крестовоздвиженской, Неволинской, Комаровской,  Рождественской на Спасскую гору, и было икон 68 кроме хоругвей, а народу до 8000 человек, опять молились с коленопреклонением  и дали обещание ходить каждогодно Богу молиться на Спасскую гору в 9 и 10 воскресенье по Пасхе»


В 1846г., когда отец А.С. Попова, Степан Петрович, окончил Пермскую семинарию
16 мая (ст.ст.) ввечеру, в 9 часов пополудни, был гром сей весны, и от грозы, от сильного громового удару Спасопреображенской церкви на колокольне маковица загорелась и сгорела вся до чиста, и крест свалилс В 1848г. марта 30 (ст.ст.) ночью, часу во втором, была сильная гроза, вдали от города молния беспрерывно продолжалась часа два и был сильный гром и дождь. В 1857г. видна была комета» *..

Все эти события происходили при жизни Петра Попова,  и, конечно, он участвовал в крестных ходах на Спасскую гору.


*) Кунгурская летопись

...........................................................................................................................................................................

Степан Петрович Попов – отец А.С. Попова

Степан Петрович Попов родился 27 июня (ст. ст.)  1827г. В селе Сылвинском Кунгурского уезда Пермской губернии, сын священника.  По воспоминаниям моей бабушки, Р.А. Поповой,  бывавшей вместе со своими родителями и старшими братьями в гостях у деда на Урале при его жизни,  назван был в честь Стефана – Первого Пермского епископа.

Стефан Пермский, миссионер, посвятивший всю свою жизнь обращению в христианство язычников – зырян вместе с коми составлявшим коренное население Пермского края. Биографом его является Епифаний Премудрый, друживший с ним.  Стефан Пермский, свободно владевший наряду с русским, пермским и греческим языками, был человеком исключительным на Севере Руси. Он составил первую азбуку зырян и перевел на их язык часть Священного писания и богослужение. Он сделал для зырян то, что сделали Кирилл и Мефодий для всего славянства.


День памяти Стефана Пермского – 26 апреля (9 мая).

В 1846г. С.П. Попов окончил Пермскую духовную семинарию и рукоположен в сан в Пахтовском селе Оханского уезда Николаевской церкви 21 ноября (ст.ст.) 1846г., где прожил до 1855г. В 1855г. Он был назначен протоиереем Максимовской церкви Турьинских Рудников. «Протоиерей» - т.е. первый в ряду священников при церкви. Он бывает, обыкновенно, настоятелем церкви. Но иногда звание протоиерея жаловалось священнику не в силу настоятельства, а как почетное личное отличие.  Этому званию соответствовали определённые обязанности по управлению церковью и причтом [88].


В 1862г.
по всей Империи праздновалось тысячелетие России. «Седьмого  сентября накануне празднества тысячелетия России, в 6 часов вечера, началась всенощная  в главной церкви  Турьинских медных рудников и золотых промыслов во имя св. Максима Исповедника, в которой находятся два придела во имя Св. Николая Чудотворца  и Св. Александра Невского. Служба отправлялась с чрезвычайным великолепием.  Церковь снаружи и ограда были иллюминированы плошками; в самой церкви в главном храме и в приделах иконостас был освещен разноцветными стаканчиками, у всех  нижних икон горели местные свечи и было зажжен большое паникадило. Протопоп  собора с тремя священниками отправлял службу; на обоих клиросах пели два хора певчих Богословский и Турьинский. Стечение народа было необыкновенное.

Наконец настало 8 сентября. Горный начальник Богословских заводов Полковник Миллер, Командир Линейного №9 Батальона Полковник Сушков  с  офицерами и все гг. Горные инженеры и горные чиновники  собрались утром в доме Управителя  Турьинских медных рудников  Капитана Москвина, откуда все, предшествуемые  Горным Начальником, отправились к обедне. Божественная литургия совершалась с тем же великолепием, как и накануне.  Местный Протопоп Отец Андрей Коровин говорил проповедь, исполненную патриотического чувства настоящего события.


Наконец заблаговестили к молебну, подняли хоругви и иконы, и весь народ с начальством отправились на плац парадное место, где были выстроены три роты Линейного №9 Батальона и толпился весь народ.

Умилительно и величественно было зрелище, когда весь народ и войска, по возгласу дьякона, преклонили колена; почти у всех были на глазах  слезы; даже были и новокрещенные вогулы, которые стояли с особым благочестием.
Тут же на площади приготовлены были, собранные по подписке гг. Горных инженеров и горных чиновников, вино, пиво, закуски для народа и войска. По окончании молебна, Горный Начальник взял чарку, подошел к народу и поздравил его с тысячелетием  России, сказал краткое приветствие; ответом народа  - было неумолкаемое: Ура! Затем народ и войска были угощаемы!

После этого духовенство, все гг. Горные инженеры, чиновники,  воинские чины, почетное купечество и дамы были приглашены на обед, составленный по подписке гг. Горных инженеров и горных чиновников в дом Батальонного Командира.


….По окончании речи было еще несколько тостов; потом стали разъезжаться с обеда; между тем около дома толпился народ в разных кружках с песнями; Горный Начальник и Управитель с офицерами подходили к каждому кружку и приветствовали народ, который встречал их криком: ура! Некоторые из Гг. присутствующих  офицеров кидали в народ деньги и раздавали пряники целыми ящиками.


Вечером, часу в 6, все разошлись, а в 8 часов опять были приглашены туда же на бал, где были танцы. Все это время народ был на площади, которая была кругом  иллюминирована, и около дома, пел песни, а как скоро Горный Начальник  показывался на балконе, то был встречаем единодушным криком: Ура!... Несколько раз для народа были зажигаемы бенгальские огни.


Празднество, после великолепного ужина, окончилось почти в 3 часа пополуночи. Народ с песнями провожал всех офицеров. Так-то мы отпраздновали, вблизи полярных кругов, торжество тысячелетия России» [65].


С 10 июля 1855г. по 1 сентября (ст.ст.) 1876г.  С.П. Попов – законоучитель в Турьинском Горном училище. В память войны 1853-56гг. награжден бронзовым наперсным крестом. Был депутатом по межевым делам с 10 ноября (ст.ст.) 1870. Исполнял должность катехизатора с 1871 – 1878гг., т.е. имел право обращаться с поучениями, устными  наставлениями в христианской вере к тем, кто находился в расколе или не принял крещения. Для чего необходимо  было иметь, кроме всего прочего,  дар проповеди, ораторское искусство. Эти проповеди – поучения должны были в самом  простом и понятном виде объяснять народу смысл молитв, заповедей. Имел право совершать литургию – главнейшее из христианских богослужений.

Съездом богословского благочинения избран помощником благочинного и увещевателем при мировом суде  7 марта 1874г.
В 1875г. избран на должность благочинного и сотрудника Пермского епархиального попечительства. Состоял благочинным 5-ого благочинного округа, служил в Богословского завода Введенской соборной церкви.  «Благочинный – административно-судебное должностное лицо православного духовенства.  В первой половине прошлого  столетия у нас была учреждена при епархиальном управлении должность  Б., заменившая собой прежних десятников и поповских старост. Уже в  Духовном Регламенте  (1719г.) вменялось в обязанность епископу с целью тщательного и усиленного надзора учинить наказ по всем городам, чтобы  «протопопы или нарочно определенные к тому Б., как духовные фискалы, все относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы, епископу, доносили» [89] *.

Причт, т.е. состав лиц, служащих при этой церкви, состоял из: священника Евлампия Ивановича Уварова, дьякона Николая Ивановича Удинцева, псаломщиков Александра Евлампиевича Уварова и Петра Петровича Словцова.


Являлся председателем Богословского отделения Екатеринбургского Епархиального учебного Совета. Свое предназначение в жизни видел в продолжение просветительской деятельности Стефана Пермского, в деле просвещения и образования народа.

*) Энциклопедия «Христианство», т.2, стр.414


Открыл и «….Содержал в доме своем девическую школу на свой счет,  занимаясь обучением девочек грамоте и закону божию безмездно, в количестве более 25 ежегодно – с 1861 мая 1 по 1870 сентября 10» [ 3, с..18] *.


Награжден скуфьей в 1864г.  «Скуфья» - головное покрытие православного священника,  жалуемого ему, как награда, (с 1797г.), делалась из фиолетового бархата.


Награжден камилавкой в 1871г. «Камилавка» - первоначально шапка из верблюжьего волоса (от греческого), которую носили на востоке как средство предохранить голову от солнечного зноя. Позже  - как принадлежность одежды лиц священного сана она получила определенную форму – цилиндра, расширенного кверху, без полей – и стала делаться из более ценного материала. Указом 18 декабря 1798г. камилавка превратилась в награду для священников.
В России  камилавка составляла постоянную принадлежность одежды для всех имевших право ношения рясы монахов, иеродиаконов и иеромонахов, лицам же белого духовенства (к которому и принадлежал С.П. Попов) – только священникам – давалась как награда, причем обязательно была фиолетового цвета и сделана из бархата.  Монашествующие носили камилавку (черного цвета) и вне богослужения, лица белого духовенства – главным образом при богослужении.

Награжден золотым наперсным крестом в 1877г.

*) «Александр Степанович Попов», М.И. Радовский, М. – Л.; АН СССР, 1963.

...........................................................................................................................................................................


Свидетельство

« … Отец его,  священник Стефан Попов состоит на службе настоятелем при Максимовской церкви Турьинских рудников, Верхотурского уезда, жалованья получает 215 руб.  и квартирных 90 руб. в год; сверх того, получает  с благочинения за несение им должности благочинного 120руб. в год, имеет собственный дом, не приносящий никакого дохода». [25, с.41 ] *.

*) «Изобретением радио А.С. Поповым.  Сборник материалов и документов», изд. АН СССР, 1945г.

...........................................................................................................................................................................

Свидетельство

« … Отец его,  священник Стефан Попов состоит на службе настоятелем при Максимовской церкви Турьинских рудников, Верхотурского уезда, жалованья получает 215 руб.  и квартирных 90 руб. в год; сверх того, получает  с благочинения за несение им должности благочинного 120руб. в год, имеет собственный дом, не приносящий никакого дохода». [25, с.41 ] *.

*) «Изобретением радио А.С. Поповым.  Сборник материалов и документов», изд. АН СССР, 1945г.

...........................................................................................................................................................................

50 летний юбилей протоиерея о. С.П. Попова

«21 ноября население Богословского Завода чествовало пятидесятилетие службы в сане священника протоиерея местного собора о.Стефана Попова, более сорока лет служащего в Богословском горнозаводском округе, сначала при церкви в Турьинских рудниках, а все последние  двадцать лет в Богословском заводе, в сане протоиерея. День юбилея совпал с  храмовым праздником  местного собора, а потому чествование получило особенно торжественную обстановку. Началось оно с вечера, когда при громадном стечении народа, была отслужена, при участии собравшегося на юбилей духовенства, всенощная. В день юбилея, перед литургией, духовенство в сопровождении собравшегося уже  народа, отправилось в дом юбиляра, где и поднесло ему сооруженный на средства, собранные духовенством благочиннического округа (о. Протоиерей уже около 20 лет состоит благочинным). Золотой наперсный крест, украшенный рубинами и бриллиантами «в благодарность за многолетнее служение округу,  в котором он, юбиляр, все время служения был наставником мира и любви». Затем духовенство и многочисленные почитатели юбиляра проводили его в церковь на литургию. После литургии и молебна, с возглашением многолетия юбиляру, духовенство  и почитатели юбиляра отправились в его квартиру.


Здесь, прежде всего, был поднесен от сыновей, дочерей и внуков и зятьев юбиляра ценный подарок, состоящий из чайного серебряного сервиза на два прибора, со всеми принадлежностями, вложенный в изящный футляр.


После этого явились другие почитатели юбиляра, служащие Богословского горного округа, с Главноуправляющим  округа, А.А. Ауэрбахом**) во главе, представших перед юбиляром с образом Спасителя, в сребро-позлащенной ризе, украшенной эмалью.  В приветственной речи своей А.А. Ауэрбах охарактеризовал общественную деятельность о. протоиерея и его заслуги и просил принять образ, как знак уважения его и почитателей.


Под образом устроен серебряный щит с надписью: «Достоуважаемому о. протоиерею Стефану Петровичу Попову от почитателей его, служащих Богословского горного округа, 1846г. 21 октября 1896г.».


Один из священников благочиннеческого округа о.Н.Удинцев (Петропавловского завода) поднес юбиляру книгу Фаррара «Жизнь и труды апостола Павла», высказав в своей речи, что труды юбиляра и его самоотвержение в деле служения были подобны  апостольским.


Наконец, явились учащиеся в земской школе, где о. Протоиерей состоит законоучителем,  учитель Медведевский и четыре помощницы его и с приличной случаю речью, поднесли Евангелие.


Обед для юбиляра, от почитателей его,  был приготовлен в местной гостинице на 100 кувертов. Во время обеда получено было до 15 телеграмм из разных мест, в том числе весьма радушная поздравительная телеграмма от епархиального Преосвященного Владимира, с пожеланием   продолжения служения на пользу народа и окружного духовенства».  [14]*.

*) «Екатеринбургские епархиальные ведомости», отд. неоф., №1, 1897, стр. 23-24.
**) А.А. Ауэрбах – автор работы «О развитии горнозаводского дела в Богословском  горном округе с 1881 по 1888 годы».  Супруга управляющего, Софья Павловна,  устроила в Богословске приют для сирот, где их обучали письму,  чтению и счету, а также сапожному и столярному делу. В поселках устраивались публичные чтения и театральные представления – Андреева Н.Г.).

...........................................................................................................................................................................

Протоиерей С.П. Попов. (некролог)

«Прихожане Богословского собора, в Богословском заводе, Верхотурского уезда, а с ними и духовенство благочиннеческого округа, недавно понесли утрату в лице скончавшегося 20 февраля о.Протоиерея Стефана Петровича Попова.

Еще в ноябре о. Протоиерей был здоров, тогда же справлялся 50-летний юбилей его служения в священническом сане. Но вскоре обнаружились у старца симптомы болезни рака в желудке и болезнь, не уступая лечению, привела к печальной развязке.


Покойный вполне заслужил, чтобы его вспомнить добрым словом: это была одна из тех симпатичнейших личностей, которые встречаются все реже и реже. Большую часть своего служения о.протоиерей посвятил дальнему Северу нашего Урала,  сначала священником в Турьинских рудниках, а затем в Богословском заводе в сане протоиерея и благочинного. Строго исполнительный по отношению к своим обязанностям,  чрезвычайно мягкий характером, приветливый, простой и непритязательный, с первых же пор, он сразу  приобрел любовь и расположение прихожан и своих сослуживцев.


Как о благочинном нам случалось слыхать от подведомого о. Протоиерею духовенства следующий  характерный отзыв:  «это не благочинный, а родной отец»…
Действительно, вполне можно сказать, что девизом покойного по отношению к духовенству отчески – братская любовь: мягкостью своего характера, ласковым словом, а, главное, собственным примером, он весьма благотворно влиял на братскую солидарность священников и младшего причта и эти орудия были гораздо действительнее всяких донесений и жалоб начальству.

Благодаря такому отношению к духовенству, в благочинении редко возникали какие-либо дела, требующие следствия.
Особенно тяжела утрата о. Протоиерея будет для сирот округа; среди них он всегда являлся сердобольным отцом, стараясь, насколько возможно, облегчить сиротскую долю. Для этого он изыскивал источники и пособия, заботился об устройстве сирот на места, принимал на себя хлопоты по определению сиротских детей в учебные заведения, нередко помогал много своими деньгами.

Состояния покойный никакого не оставил: все, что он получал, шло на воспитание детей и их устройство.
Из семи человек детей, двум сыновьям после семинарии он дал университетское образование, одной из дочерей – медицинское, а другой в Академии художеств.

Вполне надеемся, что лучшим неувядаемым венком на могилу почившего будет добрая память о нем, которая надолго сохранится между его присными, сослуживцами, духовной паствой и вообще всеми, кто его знал.


Вечная ему память и блаженное успокоение!»

На похороны Степана Петровича приезжала из Томска дочь Августа Степановна, художница,  которая сняла посмертную гипсовую маску отца.


Скончался С.П. Попов 20 февраля (ст.ст.) 1897г.  По семейным сведениям, похоронен был в церковной ограде, что означает признание его заслуг в безупречном служении со стороны Церкви.
Впоследствии могила его была разрушена и утрачена.

В настоящие время  до меня доходили смутные сведения, что было принято решение  к 100 –летию со дня смерти А.С. Попова найти место захоронение его отца, С.П. Попова, и установить на нем крест, но чем это закончилось – мне не известно.


После смерти С.П.Попова его приход, в соответствии с  правилами, унаследовал священник Василий Петрович Словцов, муж старшей дочери Екатерины Степановны.

...........................................................................................................................................................................

Анна Степановна Попова - мать А.С. Попова (1830- 1903гг.)

Анна Степановна Понамарева по происхождению принадлежала к духовному званию. Происходила из многодетной семьи.  Родилась 25 июля (ст.ст.) 1830г. в селе Шогрыш Ирбитского уезда.


С.П. Попов должен был быть женатым человеком, чтобы занять открывшееся вакантное место священника. Ему надо было срочно жениться. Поэтому он обратился  к свахе, которая и посоветовала ему дочь дьякона на выданье – А.С. Понамареву. Будучи человеком смелым, отважным,  закончившим Пермскую духовную семинарию (уже во втором поколении, что тогда было редкостью), С.П. Попов обещал своей невесте не только свое уважение, но и обещал служить ей всей своей жизнью. А в доказательство того, что ничто не в силах нарушить его слов, свадьбу назначил  через неделю, на самый несчастливый день – 13 мая 1847г. По семейным сведениям, отец А.С. Понамаревой, хотя и не получил большого образования, был человеком грамотным,  занимался кустарными ремёслами, отличался  стремлением к образованию.

«…Жена Анна Стефановна, родилась 1830г. июля 25. С 1861 года мая 1 по 19 сентября (ст.ст.) 1879г. занималась в домашней девичьей школе,  заведоваемой её мужем священником Стефаном Поповым, обучением  девочек рукоделию, безмездно, за каковой долговременно - полезно- усердный и безмездный труд ее, указом Пермской духовной консистории за №570, объявлена ей признательность и архипасторское благоволение – 1871 января 22». [3, с.18] *.


У А.С. Поповой и С.П. Попова было 14 детей, семеро из которых умерло в раннем возрасте.
После смерти мужа Анна Степановна не захотела оставаться в семье своей старшей дочери Екатерины Поповой – Словцовой. Она переехала и жила у своего старшего сына Рафаила в Перми, где и скончалась в 1903г.

*)*) «Александр Степанович Попов», М.И. Радовский, М. – Л.; АН СССР, 1963

...........................................................................................................................................................................

Из истории Богословского Горного округа

В 1885г. Надежда Михайловна Половцева стала владелицей  всего Богословского Горного округа, в прошлом входившего в состав имущества семьи барона Штиглица. Штиглицы – баронский род, ведущий происхождение от Людвига Ивановича Штиглица (1777 – 1842), российского придворного банкира, который «за оказанные правительству услуги и усердие к распространению торговли» был в 1826г. возведен в баронское Российской Империи достоинство. Род записан в 5-ую часть родословной книги Санкт-Петербургской губернии; герб внесен в Х часть Общего Гербовника. Сын Людвигка Штиглица – Александр был управляющим банка и основателем художественного училища.


На территории этого округа и проживала семья С.П. Попова. В состав округа входили и Турьинские рудники, и Богословский завод.
В 1895г. было учреждено Акционерное общество «Богословское горнозаводское общество»: «…для разработки минеральных и всякого рода других богатств в принадлежащем жене Стас- секретаря Его Императорского Величества, действительного статского советника, Надежде Михайловне Половцевой Богословском Горном округе , с принадлежащею к нему Сосвинскою дачею, расположенном в Верхотурском  уезде Пермской губернии и для распространения деятельности уже существующих там ныне и могущих быть устроенными впоследствии заводов и фабрик. Устав учрежден 8 декабря 1895 г. №197, с.1654» . Было выпущено 32 000 акций, которые за исключением 400 штук , принадлежали Н.М.Половцевой. Правление Акционерного общества находилось в Петербурге по адресу: Театральная площадь, д.18.

Через неделю после Октябрьских событий, 14 ноября 1917г., ВЦИК принял закон о рабочем контроле,  которому владельцы Богословского горного округа не подчинились. В начале декабря 1917г. слесарь Надеждинского завода М.Андреев и каменщик, председатель профсоюзной организации округа, А.  Курлынин безуспешно пытались договориться с правлением Акционерного общества в Петербурге о соблюдении ими этого закона. После чего они обратились в Смольный и были записаны на прием к  В.И. Ленину . В.И. Ленин принял рабочих 5 декабря (ст.ст.) в 11 часов вечера, и, выслушав, сказал: «…Плохо, что вы не арестовали членов правления. А справиться с вашим правлением мы поможем. Не беспокойтесь, через день  смотрите в газете, будет постановление» [5]*.


Действительно, 7 (20) декабря 1917г. В.И. Ленин подписал декрет о национализации Богословского Горного округа, и 8 (21) декабря 1917г. этот документ был напечатан в газете «Известия». В нем говорилось:
«Ввиду отказа заводоуправления Акционерного общества Богословского  горного округа подчиниться Декрету Совета Народных Комиссаров о введении рабочего контроля над производством, Совет  Народных Комиссаров  постановил конфисковать все имущество акционерного общества Богословского Горного общества, в чем  бы это имущество не состояло, и объявить его собственностью  Российской Республики. Весь служебный и технический персонал обязан оставаться на своих местах и исполнять свои обязанности. За самовольное оставлении занимаемой должности и саботаж виновные будут преданы революционному суду.

    Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
     Народные комиссары Л. Троцкий, И. Джугашвили – Сталин,
     Управ. Делами Совета – Бонч-Бруевич,
     Секретарь – Горбунов» [24]**.


Так началась в России национализация крупной промышленности. А дом Степана Петровича в Турьинских рудниках, где и родился А.С. Попов, в 1917 – 1918г. сгорел.

*)  «В борьбе за власть Советов»,  Свердловск, 1957, с.38-40
**)  «Известия», Пг., 1917, 8(21) декабря, №246.

Вы прочитали о
трывки из моей неопубликованной книги «А.С. Попов, Жизнеописание уральского рода». Книга в 1998г. прошла редактирование, но издана не была из-за отсутствия у меня материальных возможностей.

(В частных разговорах Надежда Григорьевна сетовала на то, что практически весь собранный ею материал  после редактирования начал всплывать в чужих книгах).

Преображенский храм в Кунгуре
Преображенский храм в Кунгуре
Молебен на пашне о даровании дождя
"Молебен на пашне о даровании дождя" ок. 1877г., худ-к Г.Г.Мясоедов (1834 - 1911).
Г.Г.Мясоедов - создатель организации "Общество передвижников" (16 декабря 1870г.) и бывший бессменным членом правления в течение 40 лет.
Картины сестры А.С. Попова, художницы Августы Степановны Поповой-Капустиной, принимали участие в выставках этого общества.
Степан Петрович Попов в церковном облачении.
Степан Петрович Попов в церковном облачении.
Открытка. Урал, Богословский медеплавильный завод.
Открытка. Урал, Богословский медеплавильный завод.
Лес рядом с Турьинскими рудниками или Богословском. Снимок А.С. Попова.
Лес рядом с Турьинскими рудниками или Богословском. Снимок А.С. Попова.
Черника. Карандаш. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Черника. Карандаш.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Цветы. Карандаш. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Цветы. Карандаш.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Ирисы с бутонами. Акварель. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Ирисы с бутонами. Акварель.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Рисунок. Тушь. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Рисунок. Тушь.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Травка. Карандаш. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Травка. Карандаш.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Ветка липы. Карандаш. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Ветка липы. Карандаш.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Фрезия. Акварель. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Фрезия. Акварель.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Желтые мохнатые тюльпаны. Карандаш, акварель. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Желтые мохнатые тюльпаны. Карандаш, акварель.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Степан Петрович с женой Анной Степановной, Богословск, ок.1890г.
Степан Петрович с женой Анной Степановной, Богословск, ок.1890г. Итальянский карандаш, автор рисунка А.С.Попова-Капустина. Публикуется впервые.
Сиреневые тюльпаны. Шариковая ручка, акварель. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Сиреневые тюльпаны. Шариковая ручка, акварель.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Лист манжетки. Карандаш, акварель. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Лист манжетки. Карандаш, акварель.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Цветы. Карандаш. Н.Г.Андреева (Мишкинис)
Цветы. Карандаш.
Н.Г.Андреева (Мишкинис)




.............................................................................................................................................................................................................................................................

                          

 
 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню